Методы стратегического анализа
Основу информационного обеспечения стратегического анализа составляет многоуровневое исследование по широкому спектру показателей. Методы и модели стратегического анализа достаточно универсальны и сложно поддаются классификации. В большинстве своем они позволяют получить качественные, содержательные и наглядно представленные результаты. Количественные методы в стратегическом анализе являются вспомогательными. Набор методов в каждом конкретном случае формируется индивидуально, исходя из специфики отрасли, компании, и ее стратегических претензий. Но на первичном уровне – это всегда анализ внешней и внутренней среды.
- Анализ макроокружения (состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда, социальная и культурная составляющие, научно-техническое и технологическое развитие, инфраструктура) – это неспецифическая внешняя среда, на которую компания не может повлиять.
Основные методы анализа: - Динамический анализ PEST - Отраслевой анализ - Анализ микроокружения (поставщики, конкуренты, покупатели, новые компании, товары-заменители) представляет собой специфическое ближайшее окружение компании, ту среду, в которой она непосредственно действует и на которую может повлиять.
Основные методы анализа: - «5 сил» Портера - Конкурентный анализ - Анализ внутренней среды (ресурсы, ключевые компетенции, конкурентные преимущества компании) вскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать компания в конкурентной борьбе.
Основные методы анализа: - Анализ ресурсов компании - Анализ ключевых компетенций (конкурентных преимуществ) компании - SNW-анализ - Результаты анализа внутренней и внешней среды позволяют провести ситуационный анализ компании, который будет являться основой для выбора стратегии.
Основные методы анализа: - SWOT-анализ - GAP-анализ - «Анализ разрывов» - Диаграммы Исикавы - Стратегический аудит - Стратегический анализ диверсифицированной компании получил название портфельного анализа. Портфель предприятия – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу. Портфельный анализ – это инструмент проектирования и оценки хозяйственной деятельности компании с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения, либо прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом должно быть обеспечено правильное сочетание продуктов, испытывающих потребность в капитале для дальнейшего развития, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала. Цель портфельного анализа – согласование бизнес-стратегий хозяйственных подразделений и распределение финансовых ресурсов между ними.
Основные методы анализа: - Матричный метод БКГ - Метод «МакКинзи» - Модель ADL/LC - Модель Shell/DPM - Матрица Ансоффа - Модель Стейнера - Модель Абеля - Портфельный анализ рисков Стратегический анализ может являться этапом, как стратегического планирования, так и стратегического управления.
|